Наши ощущения формируют то, как мы воспринимаем и интерпретируем мир вокруг нас. Они развиваются задолго до нашего рождения. Прикосновение, давление, вкус, зрение, слух и даже восприятие некоторых запахов появляются вместе с развитием соответствующих органов у эмбриона. «Прошивка» нашего мозга в этот период достаточно проста, поэтому вначале наши ощущения не такие сложные, как во взрослом возрасте, но они появляются и далее развиваются уже у эмбриона.
Прикосновение
Последние исследования показывают, что зоны мозга, в которых мы чувствуем прикосновение к телу, складываются в карты, которые формируются у эмбриона ощущениями внешней среды. В 5 недель эмбрион чувствует прикосновение к носу и губам, в 12 недель эмбрион чувствует прикосновение к любой части тела. Первое развивающееся ощущение у эмбриона - это прикосновение, оно критически важно для формирования привязанности, кормления и развития мозга. У новорожденных эта карта зон прикосновений формируется в ответ на первые прикосновения матери, отца и других близких. Вначале сенсорная карта диффузна, но когда мы растем, она структурируется и тесно связывается с развивающимися эмоциями.
Физический контакт жизненно важен для роста и развития. Прикосновение снижает реактивность стрессовых систем тела и улучшает мышление, эмоциональную и иммунную функцию. Я много лет лечил детей с редкими врожденными заболеваниями из Румынии, которых после рождения оставляли в кроватках без физического контакта. Их рост останавливался либо сильно замедлялся, у них была задержка развития и нарушения когнитивного и иммунного развития.
Прикосновение может успокаивать, а может наоборот. Если рецепторы прикосновения у взрослых получают постоянную стимуляцию, например от давления одежды на кожу, могз снижает чувствительность к этим стимулам и поэтому мы не особо это чувствуем. Некоторые люди с особенностями сенсорного развития могут перегружаться подобными ощущениями. Когда моя дочь была ребенком, она не могла носить носки, ее раздражали швы на носках и поэтому мне пришлось заказывать в Америке носки без швов. Когда мы надеваем носки или обувь, наша нервная система быстро учится игнорировать ощущения от них, но у моей дочери ощущение носков на коже не проходило никогда.
Наши органы чувств должны игнорировать некоторые стимулы. Это необходимо для выживания. Интенсивность ощущения снижается при гиперстимуляции. И поскольку мы живем в мире перенасыщенном сенсорной стимуляцией, наше сенсорное восприятие снижается как естественный копинг механизм.
Запах
Мы начинаем чувствовать запахи на 28 неделе внутриутробного развития. Из-за своего расположения в мозге, зона обрабатывающая запахи тесно связана с зонами памяти и эмоций. Некоторые запахи успокаивают ребенка внутриутробно. Оказалось, что запах амниотической жидкости успокаивает младенцев в матке, а запах матери помогает ребенку развивать привязанность. Материнский запах связан с питанием в нашей эмоциональной карте. Подобным образом, запах отца связан с ощущением безопасности и комфорта. Младенцы способны распознавать запахи вокруг себя, как взрослые, но их реакции на запахи более явны – разные запахи влияют на частоту сердечных сокращений младенца, дыхания и могут вызывать отвращение.
Когда мы растем, запахи связываются с конкретными глубокими эмоциями и воспоминаниями. Например, на нас очень влияет запах нашего партнера. Это очень хорошо чувствуют девочки и женщины, поскольку более высокий уровень тесторена у мальчиков и мужчин несколько снижает восприятие запахов. Возможно, это родом из прошлого, когда мужчины были охотниками.
Под воздействием эмоционального опыта мы становимся чувствительны к одним запахам и нечувствительны к другим. Эмоциональный стресс блокирует наши ощущения, особенно ощущение запаха. Паттерны запахов и глубоких эмоций в нашей памяти важны для развития в нашей биодинамической практике и для развития сенсорного осознавания. Ароматерапия и терапия запахами влияют на наши эмоции, запахи могут принести нам ощущения умиротворения и спокойствия.
Вкус
Это более простое ощущение, чем запах, но сильно связанное с запахами. Вкус можно разделить на несколько категорий: горький, кислый, сладкий и соленый. Так же, как и запахи, вкус тесно связан с эмоциями. Вкус амниотической жидкости успокаивает новорожденных. Младенцы различают вкусы, но предпочитают сладкий. Рецепторы в мозге, воспринимающие сладкое, выделяют опиаты в кровь, что успокаивает и приносит чувство удовольствия. Это ответ на вопрос, почему нам нравится вкус шоколада и почему мы выбираем сладости, когда едим в комфортной обстановке.
Зрение
Наше зрение достаточно примитивно при рождении. Оно не так важно для создания привязанности, как запах, вкус и ощущение прикосновения. Но зрительные пути в мозге очень быстро развиваются и к шестимесячному возрасту у нас уже есть все основные зрительные функции: глубина, цвет, острота зрения и координированные движения глаз. Зона обработки зрительной информации занимают больше места в мозге, чем зоны обработки всех остальных ощущений вместе взятые.
Когда мы растем, наш мозг учится отличать важные визуальные стимулы от фоновых. Мы реагируем на изменения окружающей среды и блокируем постоянные стимулы. В каком-то смысле это необходимо, иначе наша нервная система будет постоянно перегружаться.
Слух
Плод в матке слышит к 23 неделе развития. Он слышит голос матери и ее сердцебиение, и также может различать другие голоса, отца и братьев/сестер. Способность слышать играет важную роль в развитии речи. Младенцы предпочитают книги. Которые читали им во время беременности и музыку, которую слушали внутриутробно.
Наши органы чувств появляются очень рано и с их помощью мы интерпретируем окружающий нас мир и формируем поведенческие реакции и эмоции. На подсознательном уровне мы постоянно реагируем на стимулы и не осознаем этого.
Более тысячи лет назад практикующие Дао осознали важность наших органов чувств и открыли различные техники для работы с ними, например, медитацию и Дао алхимию. Во многих даосских медитациях практикующие начинают с «закрытия» органов чувств. Это один из способов перенести сенсорное осознавание внутрь тела. Они закрывают глаза и пробуют отключить слух и другие органы чувств.
Даосы исследовали каким образом мы теряем нашу энергию через органы восприятия. Для успешной медитации им было нужно сначала вернуть ощущения в тело.
В моем преподавании сенсорного развития для практикующих я больше интересуюсь осознаванием того, где наши ощущения в том смысле, чтобы осознавать куда направлено наше внимание в данный момент. Если мы будем осознавать органами чувств где наше внимание, мы сможем осознанно сдвигать его для оптимизации сенсорного осознавания и развития уровней Спокойствия.
Йен Райт, Динамика Спокойствия (Ian Wrigth, Dynamics of Stillness), Глава 14